При лизинге - режим временного ввоза
В России законодательная база для
развития лизинга машин и оборудования, как вида предпринимательской
деятельности, разрабатывается около
7 лет. На сегодняшний день отношения в этом случае регулируются
Конвенцией, разработанной международным
институтом по унификации частного права (УНИДРУА) о
международном финансовом лизинге
от 28.05.98г. и Федеральным законом от 29.10.98г. ? 164-ФЗ. Для
Российской Федерации Конвенция вступила
в силу с 1 января 1999 года, а Закон - с ноября 1998 года. На
основании этих документов, некоторых
Постановлений Правительства России, федеральных законов
Российской Федерации в области внешнеэкономической
деятельности, а также нормативных документов
Государственного таможенного комитета
Российской Федерации регулируются вопросы таможенного
законодательства в части международного
лизинга.
Для того, чтобы понять действие таможенного
законодательства, необходимо привести определения из
Федерального закона "О лизинге",
в котором (в части, не противоречащей Конвенции УНИДРУА) обобщена
ранее изданная нормативная база
и установлено, что лизинговые компании могут быть учреждены как
резидентами России, так и нерезидентами.
Также этим законом регулируются две формы лизинга, к которым
относятся внутренний и. международный.
При осуществлении международного лизинга лизингодатель или
лизингополучатель являются нерезидентами
Российской Федерации. Таким образом, начиная свою
внешнеэкономическую деятельность,
т.е. заключая договор международного лизинга, фирмы сталкиваются с
необходимостью знать таможенное
законодательство по данному вопросу.
В соответствии со статьей 25 Таможенного
кодекса Российской Федерации лицо вправе выбрать любой
таможенный режим или изменить его
на другой, независимо от характера, количества, страны происхождения
или назначения товаров и транспортных
средств, если иное не предусмотрено нормативными документами по таможенному
делу. На этом основании при ввозе товаров, являющихся предметами международного
лизинга, таможенные платежи взимаются в соответствии с порядком, предусмотренным
таможенным режимом, под который такие товары помещаются.
На сегодняшний день согласно законодательной
базе лизинг - это вид инвестиционной деятельности по
приобретению имущества и передаче
его на основании договора в аренду на время (или с правом выкупа
имущества). По общему правилу в
этом случае товары могут ввозиться на таможенную территорию России в
соответствии с любым таможенным
режимом, но обычно помещаются под таможенный режим временного
ввоза.
Таможенное оформление товаров, являющихся
объектами международного финансового лизинга, помещаемых
под таможенный режим временного
ввоза (вывоза) необходимо производить в соответствии с Указанием ГТК
России от 25 апреля 1994 года ?
01-12/328 с предоставлением частичного освобождения от уплаты
таможенных пошлин и налогов. При
этом за каждый месяц уплачиваются три процента от суммы таможенных
платежей, которые подлежали бы уплате,
если бы товары заявлялись для таможенного режима экспорта или
выпуска для свободного обращения.
Эти платежи называются периодическими. Рассчитанные суммы
периодических платежей уплачиваются
предварительно до срока наступления следующего календарного месяца.
Полное освобождение временно ввозимых
объектов лизинга от уплаты таможенных пошлин и налогов
возможно только в случаях, определяемых
Правительством России.
Несколько слов о порядке валютного
контроля при ввозе объектов лизинга. Статья 34 Федерального закона ?
164-ФЗ устанавливает, что при осуществлении
международного лизинга ввоз на территорию России и вывоз (перемещение через
таможенную границу России) предмета лизинга в целях его использования по
договору лизинга на срок более чем шесть месяцев, а также оплата полной
суммы договора лизинга за период, превышающий шесть месяцев, не являются
операциями, связанными с движением капитала в соответствии с
законодательством Российской Федерации
о валютном контроле и валютном регулировании. Также понятно,
что перемещение товаров, передаваемых
в аренду в соответствии с условиями договора финансовой аренды
(лизинга) свидетельствует о возмездном
характере поставки, осуществляемой в соответствии с условиями
договора, не предусматривающими
проведение расчетов за перемещаемый товар. В этом случае порядок
осуществления валютного контроля
за обоснованностью платежей в виде предоставления паспорта сделки, на
товары, ввозимые на территорию России
по договорам финансовой аренды, не распространяется.
По окончании срока лизинга может
быть несколько вариантов по использованию объектов лизинга.
Во-первых, когда предмет лизинга
возвращается лизингодателю, тогда при прекращении договора
лизингополучатель обязан вернуть
лизингодателю предмет лизинга. В этом случае таможенный режим
временного ввоза заканчивается вывозом
оборудования за территорию России. При этом суммы уплаченных
периодических платежей не возвращаются.
Во-вторых, когда предмет лизинга
переходит в собственность лизингополучателя, если такая возможность
предусмотрена в договоре и при условии
полного погашения лизинговых платежей. При этом предмет лизинга переходит
из таможенного режима временно ввезенного товара в режим выпуска для свободного
обращения. В этом случае уплаченные суммы периодических таможенных платежей
засчитываются в суммы таможенных
пошлин, налогов, подлежащих уплате
в связи с помещением товара в указанный таможенный режим. При этом применяются
ставки таможенных пошлин, налогов и курс иностранных валют, действующие
на день принятия грузовой таможенной декларации с заявлением режима выпуска
для свободного обращения, а таможенная стоимость - на день помещения товаров
под таможенный режим временного ввоза. За фактически использованную отсрочку
либо рассрочку уплаты таможенных пошлин, налогов за время нахождения объектов
лизинга под таможенным режимом временного ввоза взимаются проценты по ставкам,
устанавливаемым Центральным банком Российской Федерации по предоставляемым
этим банком кредитам.
В-третьих, когда договор лизинга
может быть продлен с сохранением или изменением условий договора. Для
этого следует внести дополнение
в договор о продлении срока лизинга. После этого необходимо подать в ГТК
России заявление в произвольной
форме о продлении сроков ввоза товаров. Это следует сделать не позднее,
чем за два месяца до истечения предельных
сроков временного ввоза (вывоза) товаров. Одновременно нужно
предоставить все необходимые в таких
случаях документы.
Хотелось бы отметить, что в Федеральном
законе ? 164-ФЗ предусмотрен помимо среднесрочного лизинга (от полутора
до трех лет) долгосрочный лизинг (свыше трех лет). Нормативные же акты
ГТК России не
предусматривают помещение под режим
временного ввоза товара на срок свыше двух лет. В настоящее время
право на продление режима временного
ввоза товара на срок свыше двух лет приходится очень серьезно
доказывать и решение о продлении
срока Государственным таможенным комитетом Российской Федерации
принимается в индивидуальном порядке.
Ольга Анохина,
эксперт ЗАО "Группа Тарго",
742-88-70, 742-88-72
("ДЕЛОВАЯ МОСКВА", N 47, 2000)
|