Поиск по сайту:
 
Москва: 08.07.2002, 21:51
на главную страницу послать письмо карта сайта
Главная :: Продукты :: Демо :: Цены :: Купить :: Право-online :: Партнеры :: О компании
Понятие и правовая природа международных неправительственных организаций

В последние годы практически во всех странах мира отмечен настоящий взрыв, связанный с появлением
большого количества международных неправительственных организаций (МНПО)(*1). Западные
исследователи международных НПО, отмечая необычайную активность в создании частных, неприбыльных,
добровольных организаций, ассоциаций и фондов, предвещают наступление в скором будущем так называемой 'revolution associative' - 'ассоциативной революции'. При этом высказывается предположение, что 'изменяющийся статус неправительственных организаций в общеевропейских и глобальных институтах
дает основания полагать, что в предстоящие годы они будут играть динамичную роль в различных
областях, связанных с реформой и развитием стран Центральной и Восточной Европы, России и других
стран СНГ'(*2).

Увеличение числа международных неправительственных организаций и тенденции их дальнейшего роста
обусловлены целым рядом причин, а именно:
- появлением глобальных проблем;
- часто недостаточными возможностями отдельных государств и международных межправительственных
организаций для их решения;
- усилением демократических процессов в сфере внутренних и международных отношений, институционным
выражением которых являются международные неправительственные организации;
- трансформацией в сфере национальных интересов государств (движение от государственных интересов,
суверенитета к общечеловеческим ценностям, таким, как права человека и защита окружающей среды);
- возрастающим желанием отдельных индивидуумов во всем мире увеличить контроль над процессами
принятия решений в вопросах, которые затрагивают их жизненные интересы,
- расширением возможностей трансграничных связей и деятельности общественности разных стран, а также
возможностей технологического прогресса.

Международные неправительственные организации существуют сегодня как в развивающихся, так и в
высокоразвитых странах мира, и тенденция к увеличению их количества постоянно повышается. По данным
Союза международных ассоциаций, к концу 90-х годов число международных НПО в мире достигло 10 000,
тогда как в начале 50-х годов их насчитывалось не более 800. По данным того же Союза международных
ассоциаций, в 1994 г. насчитывалось 16 142 международные неправительственные организации, что вдвое
превышает их численность в 1991 г.(*3)

Мнение о том, что организации такого типа, как правило, возникают только в западных странах со
сложившимся гражданским обществом и развитой современной экономикой, не совсем отвечает
действительности: международные неправительственные организации широко представлены в очень многих
развивающихся странах, где уровень развития гражданского общества, часто опережая экономическое
развитие, послужил основой для транснациональной активности этих стран.

Более того, правительства западных стран не всегда терпимо относятся к общественным группам, которые,
развивая свою деятельность в наиболее проблемных областях, вовлечены таким образом в настоящую
глобальную сеть подобных организаций по всему миру. Отношения неправительственных организаций с
правительствами могут принять самые различные формы. Они могут быть не только деловыми и
проникнутыми духом взаимодействия, но и отношениями двух противников, так как международные НПО
часто не без основания критикуют правительственную политику в надежде изменить ее в лучшую сторону.
Правительство страны, в которой зарегистрирована международная неправительственная организация, имеет
возможность регулировать деятельность организации в рамках национального законодательства, разрабатывая
специальные административные положения и законы. Безусловно, правительства могут оказывать на
международные НПО двоякое влияние, но профессионализм и массовая поддержка населения могут
значительно уравновесить их отношения.

Действительно, в зависимости от политической системы страны некоторые типы международных НПО могут
отсутствовать в силу идеологических или экономических причин, принципиальным образом влияющих на их
представительность на международной арене и разнообразие типов. Тем не менее международным НПО
удалось на практике выработать конкретные способы укрепления своих позиций в как можно большем
количестве регионов мира. Соответственно возможен путь создания неправительственных организаций,
подобных уже существующей авторитетной международной НПО, то есть открывать ее официально
признанные секции или группы на местах во всем мире. Другой вариант предусматривает возможность
создания НПО с несколько отличными целями и методами деятельности в качестве самостоятельного
партнера, а не точную копию с уже существующей организации.

Следует также отметить, что сферы деятельности и членский состав международных неправительственных
организаций отличаются своим ярко выраженным разнообразием, что, без сомнения, соответствует
сегодняшнему положению в системе международно-правовых отношений, предполагающему активное участие самых различных политических факторов. В состав международной неправительственной организации могут
входить как отдельные индивидуумы, так и независимые организации, являющиеся полноправными членами и представляющие одну определенную страну, группу стран в конкретном регионе или фактически все мировое
сообщество. Она может насчитывать всего лишь несколько десятков членов или же иметь в своих рядах
несколько миллионов из числа добровольцев.

Следует признать, что в саму природу феномена неправительственных организаций заложено стремление
поднимать и решать все новые проблемные вопросы, поощряя тем самым проведение более активной
политики со стороны правительств стран, население которых путем создания такого рода общественных
движений сигнализирует, что сегодня непременно должно находиться на повестке дня.

Значительную роль международных неправительственных организаций трудно переоценить, поскольку они
смело ставят наиболее актуальные вопросы, требующие незамедлительного решения со стороны государств.
Ценность вклада МНПО состоит также и в том, что они могут свободно высказываться, и эта их черта
неоднократно подчеркивалась в исследованиях международных аспектов деятельности неправительственных
организаций(*4).

Иначе говоря, результатом того, чему Римский клуб дал название 'barefoot revolution', a World Watch Institute - 'people power', стало присутствие в системе международно-правовых отношений, наряду с
межправительственными организациями, международных неправительственных организаций, что находится в полном созвучии с мыслью, отмеченной на 44-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, что 'если для
историков современности XX век войдет в анналы как век государства, то XXI век должен стать эрой
освобождения - веком личности'.

Как известно, право каждого человека на свободу ассоциации закреплено в таких международно-правовых
документах, как Всеобщая Декларация прав человека 1948 г.(*5), Международный пакт о гражданских и
политических правах 1966 г.(*6), Международный пакт об экономических, социальных и культурных
правах 1966 г.(*7), Международная конвенция о запрете всех форм расовой дискриминации 1965 г.(*8), а
также в целом ряде региональных и специальных договоров - право создавать союзы и вступать в таковые
для защиты своих интересов.

Истоки же понятия 'международная неправительственная организация' (МНПО) заложены именно в
международном публичном праве, так как наметившаяся уже с конца прошлого столетия и четко выраженная в
середине нынешнего, после создания ООН, тенденция к включению МНПО в систему международных
отношений требовала унификации представлений об этом самостоятельном участнике международного
сотрудничества. Изначально термин 'неправительственная организация' для обозначения такого рода
организаций, будь то локальные, национальные, региональные или международные, частного добровольного
характера, которые осуществляют свою деятельность в общественных интересах и не преследуют своей целью
извлечение коммерческой прибыли, принадлежит ООН. Этот термин, кстати, часто оспариваемый, поскольку
определение построено через отрицание другого, широко применяется к любой организации, которая не была
учреждена на основании межправительственного договора.

Что касается официального рабочего определения МНПО, то согласно резолюции ЭКОСОС 1996/31 от 25
июля 1996 г. основному документу, регулирующему консультативные отношения МНПО и ООН,
международной неправительственной организацией является 'любая неправительственная организация,
учрежденная не на основании межправительственного договора и не преследующая своей целью извлечение
коммерческой прибыли'(*9).

Вопрос о преимуществах термина 'неправительственная организация' впервые был поставлен известным
юристом-международником, исследователем международных организаций Г. И. Морозовым, который
считает, что определение 'неправительственная организация' является более четким и дает значительно
меньше поводов для противоречивых толкований, чем понятие 'общественная организация'(*10).

В то же время Б. Стошич считает понятие 'НПО' неточным. По его мнению, предпочтительнее название
'международные общественные организации', которое более правильно отражает его сущность(*11).

На мой взгляд, принятый в мировой практике термин 'неправительственная организация' больше
отвечает сущности этого явления, поскольку в нем отражены наиболее существенные характеристики. Но
вместе с тем он не является единственным: одновременно подвергаются критике и другие термины, в
частности, ассоциации, добровольные организации, как не точно определяющие природу этого явления.
Вместе с тем наиболее распространенным остается термин 'неправительственная организация', он же
является наиболее применимым в документах международных межправительственных организаций.

'Организации, иногда сокращенно именуемые НПО, по своей природе являются частными организациями, ибо объединяют частных лиц, иногда даже государственных деятелей, но не государства'(*12).

Международные НПО носят некоммерческий характер, а их бюджет в основном состоит из взносов членов
организаций, пожертвований и других источников. Из этого следует, что нередкое причисление
транснациональных компаний (ТНК) к международным неправительственным организациям, является
совершенно безосновательным.

В отличие от правительственных учреждений международные НПО ведут свою деятельность исключительно
на добровольных началах. Их основным принципом, который обязательно закрепляется в Уставе организации,
является независимость, как от правительства, так и от любых групп, стремящихся к политической власти, из
чего незамедлительно следует вывод, что изначально никакая политическая партия не может считаться
неправительственной организацией(*13).

Принятие межправительственными организациями специальных актов, которые регулируют отдельные
аспекты международной деятельности НПО, свидетельствует о том, что международные неправительственные организации, будучи субъектами внутригосударственного права, обладают определенными элементами
международной правосубъектности, то есть МНПО находятся в поле международного права. Но наряду с этим
существует точка зрения, что статус МНПО должен регулироваться исключительно внутренним правом.
Учитывая, что национальное и международное право - это разные правовые системы, нельзя говорить о
наличии единого правового статуса МНПО, и, очевидно, поэтому многократные попытки выработать
универсальную международную конвенцию, которая определила бы юридический статус МНПО, к сожалению, до сих пор не дали каких-либо заметных результатов. Кроме того, я далека от того, чтобы признать
международную правосубъектность МНПО в том же объеме, в каком она признается за межправительственными организациями.

Факт присутствия международных НПО в системе универсальных и региональных межправительственных организаций, несомненно, говорит в пользу взаимодополняемости и эффективного сотрудничества между данными организациями. Так, например, согласно ст. XII (3) Устава Международной Организации Труда (МОТ), данная организация 'может, если она сочтет это желательным, принимать любые соответствующие меры для консультаций с признанными НПО, включая предпринимательские, рабочие, сельскохозяйственные и кооперативные международные организации'.

Далее, ст. IXX Устава Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО)
предусматривает заключение рабочих соглашений с неправительственными организациями, сфера
деятельности которых связана с работой, проводимой ЮНИДО.

На последней IX сессии Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), прошедшей в Южной
Африке 27 апреля - 11 мая 1996 г., в докладе 'Партнерство ради роста и развития' также была отмечена
важность вовлечения в деятельность ЮНКТАД международных НПО и предоставления им возможности
выступать в качестве экспертов в рамках своей компетенции на заседаниях Комиссий ЮНКТАД(*14).

В свою очередь, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) также закрепила в
ст. XIII (3) своего Устава возможность сотрудничества с неправительственными организациями. Кроме того,
была разработана официальная Политика ФАО, касающаяся отношений с международными
неправительственными организациями(*15), в которой был закреплен правовой статус международных
НПО, деятельность которых непосредственно связана с работой ФАО, в соответствии с одной и трех
предложенных категорий, - консультативный статус, специализированный консультативный статус и
контактный статус.

Всемирная Торговая Организация (ВТО) также активно сотрудничает с международными НПО: 18 июля
1996 г. были определены основные принципы, действующие в отношении МНПО(*16). В основном они
касаются признания роли МНПО в деле распространения информации о деятельности ВТО и предоставления
им возможности присутствовать на конференциях и симпозиумах Организации, а также повседневного
рабочего контакта с Секретариатом.

Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) разработала в 1987 г. Принципы, регулирующие
отношения между ВОЗ и международными НПО, согласно которым официальные отношения с ВОЗ
признаются только с МНПО, отвечающими конкретным критериям, которые концептуально схожи с
критериями ЭКОСОС: сфера компетенции МНПО должна совпадать с компетенцией ВОЗ, она должна быть
международной по своей структуре, иметь устав и т.д.(*17).

Согласно ст. XI (3) Устава ЮНЕСКО, 'Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры может принимать надлежащие меры для организации консультации и обеспечения сотрудничества с международными неправительственными организациями, занимающимися вопросами, входящими в круг ее
ведения, а также возлагать на них конкретные поручения. Это сотрудничество может также
осуществляться путем участия представителей указанных организаций в работе консультативных
комитетов, созданных Генеральной конференцией'.

Кроме того, ЮНЕСКО приняла Директивы, касающиеся отношений ЮНЕСКО с международными НПО,
которые могут быть официальными (консультативными или отношениями сотрудничества) или рабочими.
Решение о соответствии критериям того или иного типа консультативных отношений выносит Комитет
ЮНЕСКО по НПО, учрежденный в 1966 г. На сегодняшний день официальные отношения с ЮНЕСКО
поддерживают 337 международных НПО (с учетом ре-классификации, проведенной в 1999 г., их численность
ощутимо уменьшилась с 587 в 1996 г.).

В 1948 г. небольшая группа международных НПО, имеющих консультативный статус при ЭКОСОС, собралась
в Женеве с целью обсудить перспективы укрепления консультативных отношений между МНПО и ООН. Так
появилась Конференция международных НПО при ООН (CONGO), которая служит в качестве
представительного органа международных НПО, обладающих консультативным статусом при ЭКОСОС,
благодаря которому данные МНПО имеют все необходимые возможности для осуществления своих
консультативных функций и для поощрения сотрудничества и диалога между всеми МНПО, связанными с
ООН(*18). CONGO представляет собой форум из более чем 200 международных НПО, на котором проходит
консультативный процесс в виде обмена мнениями по вопросам, представляющим общий интерес.
Конференция созывается в рамках Генеральной Ассамблеи каждые три года и избирает Бюро, которое
контролирует выполнение принятых Генеральной Ассамблеей резолюций. Кроме того, CONGO образовала
несколько комитетов, которые занимаются такими важными вопросами, как права человека, разоружение и
т.д., таким образом, МНПО получают возможность достигать видимых результатов на заседаниях ЭКОСОС и
конференциях ООН, готовить предложения и рекомендации, разрабатывать стратегии к действию(*19).

Вплоть до сегодняшнего времени правовой статус МНПО как юридического лица регулируется
законодательством той страны, где они были учреждены, которое, в свою очередь, варьируется в каждой
стране. По данным Союза международных ассоциаций, большинство МНПО расположено в
Великобритании, Франции, Бельгии, Швейцарии и США. В некоторых случаях правовое положение МНПО
регулируется национальным законодательством, касающимся, впрочем, и национальных НПО, в результате
чего нивелируются принципиальные различия между национальными и международными НПО (Франция,
Швейцария, Великобритания, США); в других случаях имеются специальные законы (классический пример
- Бельгия). Но как бы то ни было, практика все же идет по пути обеспечения МНПО правовыми элементами,
будь то национальное законодательство или международно-правовые нормы, необходимые для их
деятельности. Следует также признать, что в некоторых странах правительства контролируют МНПО на
авторитарной основе, тогда как в других существует явный пробел в законодательстве, позволяющий создание
организаций зачастую сомнительного характера.

К сожалению, до сегодняшнего времени не разработано международно признанного документа,
регулирующего деятельность международных НПО. Но некоторые шаги в этой области все же были
предприняты на региональном уровне. 24 апреля 1986 г. Совет Европы разработал Европейскую конвенцию о признании правосубъектности международных неправительственных организаций. Государства,
ратифицировавшие данную конвенцию, обязуются признавать права, признанные за международными
неправительственными организациями в своих странах. Конвенция применяется к ассоциациям, фондам,
частным институтам, которые именуются в конвенции 'NGO' ('non-governmental organisation') и отвечают
общим требованиям, предъявляемым к НПО (носят некоммерческий характер, учреждены и действуют в
соответствии с законодательством своей страны, имеют организационные структуры с местом пребывания в
своей стране или за рубежом и распространяют свою деятельность минимум на две зарубежные страны).
Данная конвенция вступила в силу в 1991 г. и ратифицирована семью странами(*20).

Важно отметить, что Совет Европы с первых же дней своего существования установил тесные рабочие
отношения с международными НПО, сознавая, что достижение определенной Уставом основной цели
Организации - единства между государствами-членами во имя демократии и уважения прав человека -
требует постоянного учета общественного мнения(*21).

Отношения с МНПО осуществляются в рамках уже известной процедуры консультативного статуса. Основные
положения этой процедуры определены Резолюцией Комитета Министров (93) 38 (*22). Ст. 2 этой
Резолюции определяет критерии предоставления консультативного статуса: он может быть предоставлен
международной НПО, которая носит достаточно представительный характер, способствует деятельности
Совета Европы, в частности, реализации его Устава.

Консультативным статусом Совета Европы пользуются более 370 международных НПО. Эти организации
имеют право получать повестки дня и документы Ассамблеи, принимать участие в заседаниях Конгресса
местных и региональных властей стран Европы и секторальных заседаниях, проводимых генеральным
секретарем Совета Европы, а также направлять генеральному секретарю свои меморандумы. МНПО также
обязуются предоставлять Генеральному секретарю Совета Европы каждые два года доклад, который должен
содержать сведения об участии в работе различных органов Совета Европы (комитетов экспертов,
парламентских комитетов и т.д.), а также в проводимых в рамках Совета мероприятиях.

По инициативе самих МНПО, получивших консультативный статус при Совете Европы, был учрежден ряд
представительных органов. В их числе: Пленарная конференция НПО, Комитет по связям с НПО, Бюро
Комитета по связям, Группы НПО по интересам. В рамках компетенции каждого из этих органов, которые
состоят из представителей МНПО, обсуждаются и выносятся предложения относительно совершенствования
способов сотрудничества между МНПО и Советом Европы, в результате чего повышается роль
международных НПО в достижении целей Организации. Нет никакого сомнения в том, что рабочие
отношения, установленные между Советом Европы и МНПО, взаимовыгодны для обеих сторон.

Появление качественно новых объединений граждан, претендующих на определенное место в международных демократических структурах, сталкивается с отсутствием единой концепции функционирования международных НПО, что порождает немало трудностей в их практической деятельности.

К сожалению, Конвенция 1956 г., касающаяся признания правосубъектности международных обществ,
ассоциаций и фондов, которая была разработана на Конференции по международному частному праву в Гааге и в свое время была ратифицирована Бельгией, Францией и Нидерландами, в силу так и не вошла (*23).

Примерно та же участь постигла и Проект международного договора о международных НПО,
разработанный в 1959 г. Союзом международных ассоциаций и представленный им в ЮНЕСКО, который
отмечает в качестве основного признака МНПО отсутствие получения прибыли. Среди прочих критериев,
разработанных для МНПО Союзом международных ассоциаций, - свободный доступ в организацию
талантливых и профессионально подготовленных личностей, искренне желающих способствовать их
развитию. МНПО также должна быть признана, по крайней мере, одним государством или должна иметь
консультативный статус в межправительственной организации, получать денежные средства более чем из
одной страны и действовать в соответствии с Уставом ООН и Всеобщей Декларацией прав человека.

Что касается Уставов международных НПО, то в них обязательно указывается юридический статус
организации, принципы и основные цели деятельности. В этой связи наиболее интересным с правовой точки
зрения, на мой взгляд, представляется Устав Международного Комитета Красного Креста (МККК) (*24),
принятый 21 июня 1973 г. и согласно которому данная международная НПО является независимой
гуманитарной организацией, обладающей собственным статусом: будучи ассоциацией, деятельность которой
определяется ст. 60 Гражданского законодательства Швейцарии, МККК является юридическим лицом (*25).
Роль МКК, в частности, заключается в следующем:
- отстаивать и распространять Основополагающие принципы Движения: гуманность, беспристрастность,
нейтральность, независимость, добровольность, единство и универсальность;
- выполнять задачи, возложенные на него Женевскими конвенциями, способствовать точному соблюдению
положений международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов;
- в качестве нейтрального учреждения, чья гуманитарная деятельность в основном осуществляется во время
международных и любых других конфликтов, а также во время внутренних беспорядков и волнений, стараться
всегда обеспечивать защиту и помощь жертвам таких событий и их прямых последствий как среди
военнослужащих, так и среди гражданского населения;
- разъяснять положения международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных
конфликтов, и распространять знания о нем, а также подготавливать его развитие(*26).

Высшим органом МККК, определяющим его политику, является Ассамблея, которая имеет коллегиальный
характер: она устанавливает принципы и общее направление деятельности, а также контролирует всю
деятельность МККК. Основные финансовые средства МККК составляют взносы государств и Национальных
обществ Красного Креста, все дары и собственность, полученная по завещаниям, атакже доход от ценных
бумаг(*27).

В качестве вывода можно с полным правом говорить о наличии трех уровней права, регулирующих
деятельность международных неправительственных организаций, а именно: международное право,
внутригосударственное право и 'внутреннее право' конкретной международной НПО.

В заключение важно также отметить ту роль, которую играют международные НПО в процессе формирования
норм международного права. Как известно, МНПО разрабатывают проекты резолюций и конвенций, которые
в дальнейшем могут явиться предметом рассмотрения государств или межправительственных организаций и
оказать решающее влияние на выработку норм международного права. Так, например, инициаторами и
разработчиками принятой 20 ноября 1989 г. Конвенции о правах ребенка были именно международные
НПО: предложенные ими основные принципы защиты прав детей составили основу международных
стандартов в данной сфере. Развернутая рядом международных НПО кампания по искоренению пыток
завершилась принятием 10 декабря 1984 г. Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных
или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Принятая 18 декабря 1979 г. Генеральной
Ассамблеей Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин также явилась
результатом сотрудничества и консультаций с МНПО. В настоящее время представители более чем 135 МНПО
сотрудничают с ООН в выработке Декларации по проблемам коренных народов.

Всемирная Конференция по правам человека, которая проходила в Вене 14-15 июня 1993 г., признав, что
основная ответственность за выработку международных норм лежит на государствах, отметила особый вклад,
который вносят в этот процесс международные НПО, и подчеркнула важность продолжения диалога по этому
вопросу между правительствами и МНПО. Как справедливо отмечает Г. И. Тункин, проекты документов
МНПО 'занимают в отношении процесса нормообразования, в общем, то же место, что и доктрина
международного права' (*28). В этой связи безусловной поддержки заслуживает идея о необходимости
кодификации уже реально существующей практики привлечения МНПО к происходящему под эгидой ООН
нормотворчеству.
_________________________

*1 - Lester Salamon M., 'The Rise of Non-Profit Sector', Foreign Affairs, Vol. 73, N 4, 1994, p. 109-122.

*2 - А. Загорский, M. Лукас. 'Меняющаяся роль неправительственных организаций в международном
сотрудничестве', 'Россия перед европейским вызовом', Москва, 1993,с. 146-147.

*3 - Leon Gordenker, Thomas G. Weiss, 'Democratizing Global Governance', Paper prepared for Conference of NGOs held
at York University, Ontario, April 1995, p. 11.

*4 - Y. Beigbeder, 'Le Role International des Organisations Non-Gouvernementales', Bruxelles/Paris, 1992, p. 35.

*5 - Статья 20 (1): Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

*6 - Статья 22 (1): Каждый человек имеет право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать
профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.

*7 - Статья 8(1): Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечить:
а) право каждого человека создавать для осуществления и защиты своих экономических и социальных
интересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору при единственном условии
соблюдения правил соответствующей организации.

*8 - Статья 5: Государства-участники обязуются запретить и ликвидировать расовую дискриминацию во всех
ее формах и обеспечить равноправие каждого человека перед законом, без различия расы, цвета кожи,
национального или этнического происхождения, в особенности в отношении следующих прав: d) ix): права на
свободу мирных собрании и ассоциаций: е) ii): права создавать профессиональные союзы и вступать в них.

*9 - ECOSOC Res. 1996/31, Art. 1-3.

*10 - Г.И. Морозов. 'Международные организации. Некоторые вопросы теории', Москва, 1974, с. 189.

*11 - В. Stosic, 'Les Organisations Non-Gouvernementales et les Nations Unies', Geneve / Paris, 1964, p. 12-13.

*12 - Кольяр К. 'Международные организации', Москва. 1978, стр.472.

*13 - См. Уставы Международного Комитета Красного Креста, Международной Амнистии, Международного
Зеленого Креста и т.д.

*14 - 9th Session of the UN Conference on Trade and Development:
'A Partnership for Growth and Devslopment', III (C) -The Involvement of Non-Governmental Actors in UNCTAD's
activities.

*15 - FAO Res. 37/53.

*16 - WT / L / 162 of 18 July 1996.

*17 - Res. WHA40.25; Николаева Э.Н. 'Консультативные отношения между МНПО и ООН', 'Юрист', ? 4,
2000.

*18 - Reglement CONGO, Art.2.

*19 - Rapport de la 20e Assemblee Generale de la Conference des Organisations non-Gouvernementales ayant des Relations
Consnitatives avec les Nations Unies, 3-5 novembre 1997. Geneve.

*20 - Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Португалия, Словения, Швейцария.

*21 - Statute of the Council of Europe, London. 5.V 1949, Сh. 1.

*22 - Res. (93) 38 adopted by the Committee of Ministers on 18 October 1993.

*23 - Le Fonctionnement des Organisations Internationales Non-Gouvernementales et leur Statut Juridique (Droit National et
International), Strasbourg, 23-24 fevrier, 1983, Coll / ONG (83) 3.

*24 - The International Red Cross and Red Crescent Movement, Collection of Statutes and other Documents, Moscow,
1995.

*25 - Ibidem, Art. 1-2.

*26 - Ibidem, Art. 4.

*27 - Ibidem, Art. 7-12.

*28 - Г.И. Тункин. 'Вопросы теории международного права',  Москва, 1962, с.144-145.
 

                                                                                 Николаева Э.Н.,
                                                                кафедра МП МГИМО (У) МИД РФ

                                                                            ("ЮРИСТ", N 9, 2000)




1. Хроника развития российского законодательства.

2. Гражданское право.

3. Предпринимательство. Власть и общество.

4. Государственная ответственность.

5. Налоговый кодекс России.

6. История одного иска.

7. Практикум предпринимателя.

8. Адвокатура.

9. Уголовная презентация.

10. Мне нравится мое дело.

11. Международное право.

12. О вечном

:: Право-online
:: Вестник права

Мониторинг законодательства
Обзор документов от 28.06.2002
Обзор документов от 21.06.2002
Обзор документов от 14.06.2002
Обзор документов от 07.06.2002
Обзор документов от 31.05.2002
Обзор документов от 24.05.2002
Обзор документов от 17.05.2002
Обзор документов от 10.05.2002
Обзор документов от 26.04.2002
Обзор документов от 19.04.2002
Обзор документов от 12.04.2002
Обзор документов от 05.04.2002
Обзор документов от 29.03.2002
Обзор документов от 22.03.2002
Обзор документов от 15.03.2002
Обзор документов от 08.03.2002
Обзор документов от 01.03.2002
Обзор документов от 22.02.2002
Обзор документов от 15.02.2002
Обзор документов от 08.02.2002
Обзор документов от 01.02.2002
Обзор документов от 25.01.2002
Обзор документов от 18.01.2002
Обзор документов от 11.01.2002
Обзор документов от 28.12.2001
Обзор документов от 21.12.2001
Обзор документов от 14.12.2001
Обзор документов от 07.12.2001
Обзор документов от 30.11.2001
Обзор документов от 23.11.2001
Обзор документов от 16.11.2001
Обзор документов от 09.11.2001
Обзор документов от 02.11.2001
Обзор документов от 26.10.2001
Обзор документов от 19.10.2001
Обзор документов от 12.10.2001
Обзор документов от 05.10.2001
Обзор документов от 28.09.2001
Обзор документов от 31.08.2001
Обзор документов от 24.08.2001
Обзор документов от 17.08.2001
Обзор документов от 10.08.2001
Обзор документов от 03.08.2001

Форумы
Юридические Вопросы
Компьютерное право
Все, что касается юриспруденции
Форум для разработчиков законов
Дискуссии о российском праве






RB2 Network
RB2 Network


Copyright © 1998-2001, ООО "Равновесие-Медиа". Все права защищены.  
С вопросами и предложениями обращайтесь по адресу: press@arbt.ru
  TopList