Поиск по сайту:
 
Москва: 22.09.2002, 20:04
на главную страницу послать письмо карта сайта
Главная :: Продукты :: Демо :: Цены :: Купить :: Право-online :: Партнеры :: О компании
Суд в древнем Египте

Условием общежития всякого человеческого общества является обеспечение законного порядка. Отличительным свойством человека, как разумного существа является способность различать добро и зло, избирать свое поведение по отношению к ним. В этом ему помогает нравственность, которая в ранний период в большей мере соединялась с правом, являя одну систему начал, определявшую поведение человека в обществе. Справедливость во все времена и у всех народов почиталась как высшая ценность.

Возникновение государства Древнего Египта относят приблизительно к пятому тысячелетию до н.э., а в середине четвертого тысячелетия до н.э. в долине р.Нила сложились два больших государства - Верхний Египет (ЮГ) и Нижний Египет (СЕВЕР). Как самостоятельное государство Египет просуществовал около 3000 лет, до завоевания его в 525 году до н.э. персами.

Есть достаточные основания полагать, что столь большой продолжительности существования древнеегипетское государство в значительной мере обязано хорошо организованной деятельности судебных мест.

Создателем древние египтяне считали бога Ра, который породил других богов - Осириса, Исиду, Сета и др., а также первых людей. После смерти Осириса стали царствовать полубоги, которых сменили фараоны-люди. По представлениям египтян небо. Земля и бездна составляют три обширные царства, а человек создан из элементов этих царств, душа получала существо с небесной высоты, родины света, а тело - из земной сферы, как формы бездны, из царства преисподней. После смерти душа возвращалась обратно на небо, а тело придается земле, а образ (форма) сходил в бездну, в царство теней, царство мертвых, в котором существует Осирис - царь и судья мертвых. Это связывалось и идеей загробного суда, где человеку воздавалось за содеянное на земле. Беспристрастный суд богов обещал каждому за праведную жизнь на земле вечное блаженство в царстве мертвых, ибо "нет там разницы между богатыми и бедными".

Суд богов изображался в составе Осириса и Анубисом и Тотом по обе стороны, с сорока двумя помощниками, где человеческое сердце кладется в чашу на весы, а в другую чащу - истина, в виде пера, как символ правды. Таким образом, выражалась идея, что настоящий судья человека, - его собственное сердце. За открывающимися воротами грешника ждали ужасные казни, чудовищные страшные животные, змеи, демоны и драконы. Праведный. Получивший похвальную грамоту и другие талисманы, проходил страшные ворота ада и достигал прекрасной, усеянной цветами долины, где бог Хор пас стада людей.

Такое представление суда богов в царстве мертвых, возникшее под влиянием суда земного, способствовало приданию последнему высокого авторитета.

Визирь одного из фараонов 5 династий (около 2.500 лет до н.э.). Птахотеп в своем поучении изображает общество в виде пирамиды, вершиной которой являются боги и их избранник фараон, а основанием служит простой народ. Между фараоном и народом располагаются жрецы и другие представители знати. Вся пирамида объединяется правосудием, персофиницированным в образе богини Маат, которая придает атому строю божественный и справедливый характер. Птахотеп дает наставление судье: "Когда ты действуешь ... пусть будут твои речи беспристрастными". В другом, более позднем: "Поучении Аменеопе" судье дается совет: "не бери подношений от сильного и не вреди ради него слабому".

Фараон, как глава государства, являлся и олицетворением правосудия. Он мог лично разрешать любое дело, а также отменить любое решение. С жалобой и просьбой о помиловании к нему могли обратиться все свободные граждане. Есть сведения о том, что фараону докладывали о совершенных преступлениях и он назначал лиц, которым поручалась проверка правильности предъявленных обвинений. В некоторых случаях для утверждения приговоров, которые вместе с протоколами запроса направлялись ему. Приведение в исполнение некоторых наказаний, например, отрезание уха, вероятно, требовало санкции фараона.

Сохранился ряд текстов которые позволяют делать вывод о непосредственном участии фараона в судопроизводстве. Сам он был подвластен суду, но уже после смерти. Когда фараон умирал, вся страна в течение 72 дней носила траур. Труп не мог быть погребен в течение этого времени прежде чем весь народ произведет суд над ним. Речь шла о почетном погребении. Народ созывался для этого великого дела со всей страны. Брат умершего, стремясь снять всякую вину с умершего, поднимая руки. Произносил прочувствованную мольбу: "Так говорит царь, покоящийся здесь. Я любил тебя, народ Египта, я любил тебя и все мои заботы посвящал тебе. Я только и думал о твоем блате и твоем счастье, и никакое бремя не было для меня слишком тяжелым, никакой труд слишком большим. Я воздвигнул храмы и статуи, пекся о праве и справедливости, никого не лишил принадлежащего ему: я не грабил храмов, не обманывал, не был скрягой, не опечалил никого. Не был я и лицемером, жил умеренно, не нарушал брака, почитал отца и мать. Никогда не закрывал я уха своего от голоса истины, никогда не призирал бога в сердце своем".

Если находился хоть только один, кто мог заявить о вине умершего, то в почетном погребении отказывали. Мертвеца нельзя было предать земле. Дети его должны были взять с собой домой труп своего отца, не смея похоронить его и в саду. Гроб вертикально вставлялся в стену в жилом покое, как ужасное напоминание детям и внукам. Был только один способ отделаться от трупа: загладить вред тому, чей голос был против погребения. Тогда он письменно заявлял при судьях мертвого, что он удовлетворен, мертвый подлежал погребению. Этот суд вершили 42 судьи, находившиеся у изголовья, справа которых располагалась семья, а слева - бесчисленное количество народа. Если фараон совершал зло, то иногда народ разбивал его гроб. В равной мере хоронили и каждого человека, когда являться мог каждый, но приходили не к каждому. Мертвый придавался земле через 72 дня. Следует отметить, что первоначально такой суд над покойником касался только фараона, затем вельможи, а во времена XI-XII династий (около 2000 лет до н.э. был перенесен на всех верующих).

Известны взгляды на правосудие ряда фараонов. Так Гераклеопольский фараон (XXIII-XXII века до н.э.) в поучении своему сыну Мерихару написал: "Твори истину и ты будешь жить долго на земле. Сделан чтоб умолк плачущий, не притесняй вдову, не прогоняй человека из-за имущества его отца. Не вреди вельможам из-за их мест. Остерегайся наказывать несправедливо. Не убивай, не хорошо это для тебя. Наказывай ударами и заключением, и будет земля устроена благодаря этому. Будет наказан преступник, замыслы которого будут раскрыты. Бог знает мятежника и карает его грехи кровью... Нс убивай человека, достоинство которого ты знаешь, с кем ты распевал писания.... Читай расследования (судебные дела)... ты будешь чист перед богом...". О суде Осириса он говорит: "Судьи судят мудрого, знай немилостивы они в тот час, когда они выполняют свои обязанности. Плохо, когда обвиняют мудреца. Не надейся на долгие годы. Смотрят они на жизнь как на один час. Остаются дела после смерти (человека), кладут их в кучу рядом с ним. Вечность - это пребывание там. Глуп тот, кто пренебрегает этим. Но тот, кто достиг этого не делая греха, будет подобен богу свободно шагающему, как владыка вечности".

Примечателен взгляд на роль правосудия фараона Хоренхоба (XIV век до н.э.), который он выразил в своем указе. ... И его величество совещался со своим сердцем ... чтобы устранить грех и истребить неправду.... Немногоречивых, благонравных, умеющих судить в Египте, чтобы умиротворить находящегося... я поместил их в больших городах Нижнего и Верхнего Египта... Я дал им предписания и законы. ... Я наставлял их по пути жизни и направил их на правду. Мое наставление для них: "не якшайтесь с другими, не берите взятку от другого... На что это похоже, чтобы один из вас якшался с другими? Пристало ли вам творить неправду против праведного!.. Что же касается любого местного князя, любого жреца, о котором услышат, что он сидит, чтобы творить суд, в судебном присутствии, которое дано, чтобы судить, и он творит в нем неправду против праведного, то это будет ему вменяться как преступление, достойное смерти...". Таким образом, нарушение судьями законов влекло за собой наказание как за тягчайшее преступление.

В осуществление своей власти фараон опирался на громадную армию чиновников, во главе которой стоял визирь. Он соединял в своем лице административную и судебную власть. Высший престиж визиря поддерживала религиозная идеология. Он считался "пророком справедливости" верховным жрецом бога Тока. Считалось, что его устами говорит сам бог Тот, бог законов, а он в свою очередь, в пантеоне богов занимает место визиря бога Ра. Визирь как руководил управлением государства, так и был руководителем суда, председательствовал в совете десяти, который был высшей судебной инстанцией и одним из органов управления. Он был судебной инстанцией, руководителем другого судебного органа - великой палаты шести. Как судья визирь имел титул "жрец богини Маат", то есть богини истины. Символ этой богини в виде лазуритовой статуэтки, висел на груди визиря; он должен был освещать действия верховного судьи. Обращает на себя внимание тот факт, что среди его всеобъемлющей деятельности судебные функции занимали самое видное место. До наших дней дошла инструкция фараона данная визирю, действовавшая ряд столетий (XVI-XII вв. до н.э.), определявшая судебные обязанности визиря. Она содержит высокое представление о роли правителя судьи, его добросовестности и беспристрастности ко всем независимо от социального положения: "Его величество сказал ему: "Имей надзор за присутственным местом визиря, будь бдителен ко всему, что там происходит: от этого зависит порядок во всей стране. Должность визиря не из приятных. Она - горька с самого начала. Она - медь, окружающая золото для дома своего господина. Она требует не обращать внимания ни на князей, ни на сановников, не позволяет делать рабов из каких-либо людей, стараться для него, а не для другого. Когда явиться проситель из Верхнего или Нижнего Египта, вообще из всей земли ... позаботься, чтобы во всем было поступлено согласно закону. Чтобы все было сделано как следует и всякому была оказана справедливость. Ведь князь у всех на виду - вода и ветер разглашают все, что он делает. Ведь никогда не остается неизвестным, что он сделал, разбирая дело (просителя); он не должен полагаться на слова подчиненного, а должен знать на основании собственного суждения и сказать в присутствии подчиненного: "Мне незачем здесь иметь голос - я отошлю просителя с его делом к другому сановнику или князю". Для князя наиболее безопасно действовать но предписанию, делая то, что сказано. Проситель после решения не должен говорить: "мне не оказано справедливости ...". Поступай так. Относись к знакомому также, как и к незнакомому, к тому, кто близок царю также, как и к тому, кто далек от его дома. Князь, который так поступает, будет прочен на своем месте. Не удаляй просителя не выслушав... Не приходи в ярость против какого-либо без оснований. Будь гневен только ради того, что вызывает (справедливый) гнев. Окружи себя страхом чтобы тебя боялись: князь - это князь, которого боятся, но уважение к князю бывает, если он творит правду. Если же кто-либо слишком часто действует страхом. То во мнении людей он не совсем прав, и они не скажут о нем: "Это - человек". Если князь пользуется уважением, страх повергает перед ним лжеца, но уважение ты приобретаешь лишь тогда, если будешь отправлять свою должность творя правду.

От поведения визиря ожидают, чтобы он творил правду - ведь это настоящий закон со времен бога...".

Уголовные дела в Древнем Египте возникали по жалобе потерпевшего, который сам указывал кару, которая но его мнению, полагалась виновному. Он имел право указать размер вознаграждения, которое он взыскивает. Виновный в невыполнении денежных или иных обязательств мог быть отдан в рабство. Делопроизводство было письменным, однако решения объявлялись без мотивов. Судья безмолвно прикладывал ко лбу той стороны, в чью пользу решено дело, изображение Истины, которое он носил на шее. Понималась истина, сама по себе, то, что есть.

В стане существовала "ежедневная молитва Тоту" с приглашением молиться ему и просить даровать всякие блага при жизни и по смерти и избавить от врагов здесь и за гробом, доброй памяти в устах потомства.
 

В. А. Дрожжин,
кандидат юридических наук,
профессор кафедры истории права и государства
Санкт-Петербургского университета МВД России

("ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА", N 3, 2000)




1. Хроника развития российского законодательства.

2. Гражданское право.

3. Предпринимательство. Власть и общество.

4. Государственная ответственность.

5. Налоговый кодекс России.

6. История одного иска.

7. Практикум предпринимателя.

8. Адвокатура.

9. Уголовная презентация.

10. Мне нравится мое дело.

11. Международное право.

12. О вечном

:: Право-online
:: Вестник права

Мониторинг законодательства
Обзор документов от 19.07.2002
Обзор документов от 12.07.2002
Обзор документов от 05.07.2002
Обзор документов от 28.06.2002
Обзор документов от 21.06.2002
Обзор документов от 14.06.2002
Обзор документов от 07.06.2002
Обзор документов от 31.05.2002
Обзор документов от 24.05.2002
Обзор документов от 17.05.2002
Обзор документов от 10.05.2002
Обзор документов от 26.04.2002
Обзор документов от 19.04.2002
Обзор документов от 12.04.2002
Обзор документов от 05.04.2002
Обзор документов от 29.03.2002
Обзор документов от 22.03.2002
Обзор документов от 15.03.2002
Обзор документов от 08.03.2002
Обзор документов от 01.03.2002
Обзор документов от 22.02.2002
Обзор документов от 15.02.2002
Обзор документов от 08.02.2002
Обзор документов от 01.02.2002
Обзор документов от 25.01.2002
Обзор документов от 18.01.2002
Обзор документов от 11.01.2002
Обзор документов от 28.12.2001
Обзор документов от 21.12.2001
Обзор документов от 14.12.2001
Обзор документов от 07.12.2001
Обзор документов от 30.11.2001
Обзор документов от 23.11.2001
Обзор документов от 16.11.2001
Обзор документов от 09.11.2001
Обзор документов от 02.11.2001
Обзор документов от 26.10.2001
Обзор документов от 19.10.2001
Обзор документов от 12.10.2001
Обзор документов от 05.10.2001
Обзор документов от 28.09.2001
Обзор документов от 31.08.2001
Обзор документов от 24.08.2001
Обзор документов от 17.08.2001
Обзор документов от 10.08.2001
Обзор документов от 03.08.2001

Форумы
Юридические Вопросы
Компьютерное право
Все, что касается юриспруденции
Форум для разработчиков законов
Дискуссии о российском праве






RB2 Network
RB2 Network


Copyright © 1998-2001, ООО "Равновесие-Медиа". Все права защищены.  
С вопросами и предложениями обращайтесь по адресу: press@arbt.ru
  TopList