Стоит ли спорить с государством
Анализ судебно-арбитражной практики
свидетельствует о том, что в последнее время большое
распространение получили споры,
связанные с применением законодательства о возмещении убытков,
причиненных гражданам и юридическим
лицам незаконными действиями (бездействием) государственных
органов и их должностных лиц.
В этой связи в 1998 году Минфином
РФ был сделал 'Обзор практики рассмотрения в судах споров с участием
Министерства финансов РФ по защите
интересов казны РФ и Правительства РФ за 1998 год' (Письмо
Минфина РФ от 28.06.99 ? 01-01-10).
По закону
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки,
причиненные гражданину или юридическому лицу в результате
незаконных действий (бездействия)
государственных органов или их должностных лиц. в том числе издания
незаконного акта, подлежат возмещению
Российской Федерацией. При этом в силу ст. 1069,1071 ГК РФ
причиненный вред возмещает соответствующая
казна, то есть казна Российской Федерации, ее субъекта либо
муниципального образования в лице
соответствующих финансовых органов.
Как было отмечено в п. 12 постановления
Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 ? 6/8 'О некоторых
вопросах, связанных с применением
части первой ГК РФ', предъявление гражданином или юридическим
лицом иска непосредственно к государственному
органу или органу местного самоуправления, допустившему
соответствующее нарушение, не может
служить основанием к отказу принятия искового заявления либо его
возвращению без рассмотрения.
В этом случае суд в качестве надлежащего
ответчика привлекает соответствующий финансовый или иной
управомоченный орган.
Статьей 239 Бюджетного кодекса РФ
установлен особый правовой режим - иммунитет бюджетов. При
иммунитете бюджетов обращение взыскания
на бюджетные средства осуществляется только на основании
судебного акта, предусматривающего
в том числе и возмещение убытков, причиненных физическому или
юридическому лицу в результате незаконных
действий (бездействия) государственных органов, органов
местного самоуправления или их должностных
лиц, в том числе путем издания актов, не соответствующих
закону или иному правовому акту
(за исключением случаев, предусмотренных вторым абзацем статьи).
Согласно п. 10 ст. 158 Бюджетного
кодекса РФ по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными
действиями (бездействием), а также
решениями соответствующих должностных лип и органов, по
ведомственной принадлежности, от
имени казны РФ в суде выступает главный распорядитель федеральных
бюджетных средств РФ (орган государственной
власти, имеющий право распределять средства федерального
бюджета по подведомственным распорядителям
и получателям бюджетных средств, определенный
ведомственной классификацией расходов
федерального бюджета).
Соответственно выплаты средств по
исполнительным листам производятся за счет казны РФ из средств
федерального бюджета, выделенных
федеральным органам исполнительной власти как главным
распорядителям средств федерального
бюджета.
При недостаточности на счете бюджета
(лицевом счете получателя бюджетных средств) денежных средств для удовлетворения
всех требований, предъявленных к счету, в силу п. 2 ст. 255 Бюджетного
кодекса РФ списание
средств по судебным актам для удовлетворения
требований о возмещении вреда, причиненного жизни и
здоровью граждан в результате незаконных
действии (бездействия) государственных органов или их
должностных лиц, производится в
первую очередь, а для возмещения убытков, причиненных теми же
субъектами, включая издание незаконных
актов, - во вторую.
По суду
Пунктом 1 Приказа Минфина РФ от 12.02.98
? 26 'О порядке организации и ведения Минфином РФ работы
по выступлению от имени казны РФ,
а также по представлению интересов Правительства РФ в судах' (далее
- Приказ ? 26) начиная с 16.03.98
обязанности по организации и ведению в судах дел от имени казны РФ
возложены на управления федерального
казначейства (ГУ ФК) Минфина РФ по республикам, краям, областям,
автономным областям и округам, городу
Санкт-Петербургу на основании соответствующе оформленных
доверенностей (с правом передоверия),
выданных Минфином РФ руководителям этих управлений.
Подпунктом 'в' п. 3 Приказа ? 26
обязанность по обеспечению своевременного исполнения решений
судебных органов, вступивших в законную
силу, в части взыскания средств из федерального бюджета
возложена на Главное управление
федерального казначейства Минфина РФ.
В целях практической реализации этих
задач Минфином был издан Приказ от 23.11.98 ? 236 'О
совершенствовании организации работы
по возмещению вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате
незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных
лиц этих
органов'. Подпунктом 'в' п. 1 Приказа
? 236 установлено, что выплата средств по возмещению вреда
производится на основании реестров
к перечислению бюджетных средств, доводимых Главным управлением
федерального казначейства до управлений
федерального казначейства Минфина РФ по субъектам РФ.
В подп. 'г' п. 1 Приказа ? 26 указано,
что выплата гражданину или юридическому лицу средств для
возмещения вреда осуществляется
на основании их письменных заявлений через указанные ими счета в банке
или иной кредитной организации.
В целях обеспечения реальной возможности
возмещения причиненного вреда, Департаменту бюджетной
политики совместно с Главным управлением
федерального казначейства поручено ежемесячное определение
лимита по финансированию расходов
на выплату сумм возмещения вреда на основании поступивших
исполнительных листов или постановлений
(определений) органов дознания, предварительного следствия,
прокуратуры и суда.
Непосредственно на Главное управление
федерального казначейства Минфина РФ возложена обязанность по
доведению реестра к перечислению
бюджетных средств в 5-дневный срок со дня получения перечисленных
выше актов и передачу подлинников
исполнительных документов для исполнения в управления федерального
казначейства Министерства по субъектам
РФ на основе утвержденных лимитов по финансированию расходов
на выплату сумм по возмещению вреда
(подп. 'д' и. 2 Приказа ? 236). Управления же федерального
казначейства Министерства по субъектам
РФ на основании выданных реестров обеспечивают выплаты
гражданам и юридическим лицам сумм
возмещения вреда, причиненного в результате незаконных действий
(бездействия) государственных органов
и их должностных лиц (подп. 'ж' п. 2 Приказа ? 236).
Выводы
Как видно, рассматриваемая проблема
имеет достаточную теоретическую 'проработанность'.
Однако на практике оказывается, что
даже при наличии более-менее детально регламентированного
механизма возмещения вреда, причиненного
государственными органами и органами местного
самоуправления, исполнение судебных
актов о возмещении вреда из средств бюджета того или иного
уровня практически крайне сложно.
Несмотря на то что ст. 4 Федерального
закона от 21.07.97 ? 119-фЗ 'Об исполнительном производстве'
указывает на обязательность требований
судебных приставов (исполнителей) по исполнению решений суда в
отношении всех органов, организаций
и должностных лиц, деятельность соответствующих департаментов
Минфина РФ в этом направлении абсолютно
неэффективна.
Помимо того, практическая реализация
судебных актов осложнена рядом так называемых нормативных
обстоятельств.
Большая часть имущества, находящегося
в государственной собственности, передается государственным
предприятиям, учреждениям и организациям
во владение, пользование и распоряжение на праве
хозяйственного ведения и оперативного
управления (ст. 294, 296 ГК РФ).
И только незакрепленные средства
бюджетов и иное государственное имущество образуют государственную
казну РФ (п. 4 ст. 214 ГК РФ),
Поскольку же в силу п. 1 ст. 126
ГК РФ ответственность предусмотрена только имуществом, принадлежащим
на праве собственности, в силу этого
не затрагивается имуществ, переданное созданным юридическим лицам.
Таким образом, средства, находящиеся
на бюджетных счетах, ведущихся органами федерального казначейства,
не могут быть направлены на погашение
обязательств РФ, так как они уже закреплены на праве
хозяйственного ведения или оперативного
управления за конкретными предприятиями и учреждениями.
Президиум ВАС РФ в постановлении
от 08.12.98 ? 5656/98 косвенно поддерживает эту позицию, апеллируя к
п. 4 ст. 214 ГК РФ.
Позиция Минфина РФ, основанная на
указанных выше положениях, изложена в Письме от 17.11.95 ?3-А2-02
'О взыскании средств с бюджетных
счетов органов федерального казначейства', где признается
неправомерным выставление инкассовых
поручений (исполнительных листов) для взыскания денежных
средств из бюджета, равно как и
обращение взыскания на имущество органов федерального казначейства, для
удовлетворения исков к РФ.
Усугубляет ситуацию действующий в
настоящее время Федеральный закон от 21.07.97 ? 119-ФЗ 'Об
исполнительном производстве'. Приходится
признать, что в нем абсолютно не учтена специфика
исполнительного производства по
делам в отношении государства, которая теснейшим образом связана с
публично-правовым характером его
субъектов. Между тем в п. 2 ст. 124-ГК РФ прямо указывается на то, что
РФ, ее субъекты и муниципальные
образования вступают в отношения, регулируемые гражданским
законодательством, с учетом особенностей
данных субъектов.
Таким образом, несмотря на законодательное
наделение судебных приставов широчайшими
полномочиями в отношении всех без
исключения органов, организаций, должностных лиц и граждан на
всей территории РФ, действующая
система исполнения судебных актов о возмещении убытков,
причиненных властными органами,
остается неотлаженной и неработающей. В этой связи возмещение
вреда, причиненного гражданам и
юридическим лицам за счет средств бюджета того или иного уровня, в
действительности оказывается не
только затруднительным, а практически невозможным.
Юл. Камфер,
юрист
("ЭЖ-ЮРИСТ", N 50, 2000)
|